БОЛЬШИЕ МОРСКИЕ ОХОТНИКИ ПРОЕКТА 122  

"Большой охотник", как разновидность малого противолодочного корабля (концеп¬цию сформулировали еще в 20-х гг. — "иска¬тель подводных лодок"), в нашей стране созда¬ли буквально накануне Великой Отечествен¬ной войны. В те годы, учитывая возрастаю¬щую роль подводных сил в вооруженной борь¬бе на море и необходимость усиления и совер¬шенствования сил и средств противолодочной обороны, руководством Военно-Морского флота СССР было принято решение о созда¬нии нового подкласса боевых кораблей — больших охотников за подводными лодками.
Основной задачей, возлагаемой на эти корабли, являлось несение дозорной и охран¬ной службы в ближней зоне наших военно-морских баз и на путях развертывания сил флота. Предполагалось, что это будет доста¬точно мореходный и быстроходный корабль, с увеличенной дальностью плавания, неболь¬шого водоизмещения, который был бы спосо¬бен нести современное по тому времени воо¬ружение для борьбы с подводными лодками. Строившиеся тогда катера — малые охотники типа MO-IV с деревянными корпусами этим требованиям удовлетворить уже не могли.
Конструкторское бюро (КБ) Балтийско¬го завода в 1938-1939 гг. разработало проект корабля морской пограничной охраны под № 115. Заинтересованное в подобном кораб¬ле руководство Наркомата ВМФ поручило конструкторскому бюро в г. Горьком (ЦКБ-51) переработать его с довооружением гидроакустической станцией типа "Тамир". Новый проект получил № 122.
В 1940 г. Военно-морской академией было выполнено техническое обоснование (ОТТ) к большому охотнику, предназначен¬ному "для эскортирования и действий по вызову вне районов базы".
Требования ВМФ предусматривали:
— вооружение корабля двумя 76-мм орудиями, большими (18-24 шт.) и малыми (36-48 шт.) глубинными бомбами;
— скорость полного хода 22-24 уз, дальность плавания 2500 миль, мореход¬ность до 7-8 баллов;
— водоизмещение 275-325 т.
Эти элементы в большей мере определя¬лись уже готовым пр. 122. Зеленодольский завод № 340 и завод № 300 ("Ленинская куз¬ница") в Киеве с 1939-40 гг. уже вели пост¬ройку серии больших охотников (соответ¬ственно 6 и 4 единицы). Параллельно с пост-
ройкой осуществ¬лялась и коррек¬тировка проекта в ЦКБ-51. "Артил¬лерист", головной большой охотник завода № 340, со¬шёл на воду 21 ап¬реля 1940 г., а за ним в том же году, на том же заводе спустили и второй — "Минёр".
Скорректиро¬ванный пр. 122-а предусматривал вооружение ко¬рабля одной 76-мм универсальной артиллерийской установкой 34К, тремя 12,7-мм пу¬леметами ДШК и глубинными бомбами (16 больших и 40 малых). Нормальное водо¬измещение по проекту равнялось 209 т, ско¬рость 23 уз, дальность плавания 2410 миль. Главные механизмы состояли из трёх дизелей марки 9Д мощностью по 1100 л. с.
Постройку первых серийных кораблей пр. 122-а, задерживавшуюся из-за доработки проекта до начала боевых действий, завер¬шить не успели. Первые два больших охот¬ника "Артиллерист" и "Минер" были готовы к сдаче заказчику в июле 1941 г. Их перевели по Волге в Баку, где, после завершения сда¬точных испытаний, в ноябре 1941 г. они вступили в строй Краснознаменной Каспий¬ской флотилии.
В отличие от катеров — малых охотни¬ков типа MO-IV, эти корабли со стальными корпусами были значительно крупнее — их водоизмещение превышало 200 т. Это позво¬лило усилить состав вооружения, установить одну 76,2-мм и две 37-мм артиллерийских уста¬новки, три 12,7-мм пулемета, бомбосбрасыва¬тели больших и малых глубинных бомб в ко¬личестве 20 и 40 штук соответственно.
В качестве средства подводного наблю¬дения устанавливалась первая отечественная подкильная выдвижная гидроакустическая
аппаратура "Тамир". Трехвальная главная энергетическая установка, состоящая из дизе¬лей марки 9Д Коломенского завода мощнос¬тью по 1100 л. с, позволяла развивать ско¬рость до 22 уз. и обеспечивала район плава¬ния до 2000 миль.
Однако в ходе испытаний головного корабля "Артиллерист", постройки Зелено¬дольского завода № 340, осенью 1941 г. на Каспийском море выявили и серьезные недо¬статки. Так, отсутствовал режим малошум¬ного хода (2-4 уз) для прослушивания шумов подводных лодок. Двигатель американской фирмы "Дженерал моторе" мощностью 90 л.с, установленный для режима малого поис¬кового хода, не обеспечивал управляемости корабля. Шумопеленгатор "Посейдон" даже при дрейфе корабля не обеспечивал надёжно-
го обнаружения подводных лодок. Выявили также недостаточную общую прочность сварного корпуса корабля (появилась трещи¬на в наружной обшивке по правому борту). Это требовало подкреплений корпуса.
Доработка проекта №122-а в ЦКБ-51 под руководством Н.Г. Лощинского включа¬ла усиление вооружения: установку 85-мм орудия 90К вместо 76-мм 34К (снятого с про¬изводства), двух автоматов 70К и двух бом¬бометов, размещение гидроакустической станции типа "Тамир-3" и замену отече¬ственных дизелей типа 9Д импортными аме¬риканскими фирмы "Дженерал моторе". Все эти изменения привели к уменьшению на¬чальной поперечной метацентрической высо¬ты с 0,51 до 0,43 м. Специальная комиссия под председательством Ю.А. Шиманского, с
участием А.Н. Крылова и В.Л. Поздюнина, установила минимально допустимую величи¬ну метацентрической высоты не менее 0,47 м.
Доработанный пр. 122-а с некоторыми изменениями приняли для кораблей заводов № 340 и № 199, а также для вновь заложен¬ных в 1941-1942 гг. на заводе № 402 в Моло-товске и на Владивостокской верфи Нарком-рыбпрома. На заводе № 402, в частности, перешли от сварной обшивки к клепаной, что увеличило массу корпуса на 7 т. По сво¬им кораблестроительным элементам отече¬ственные корабли пр. 122-а не уступали по¬ставлявшимся нашему флоту по ленд-лизу американским охотникам типов PC и PCS, несколько превосходили их по артиллерийс¬кому вооружению и уступали им по совер¬шенству радиолокации и гидроакустики.
В интересах скорейшего развёртывания крупносерийной постройки больших охотни-
ков руководство Наркомата ВМФ отказалось от пр. 152, раз¬работанного в 1942-1943 гг. в ЦКБ-51. Основным отличием большого охотника этого проек¬та являлось усиление вооружения до двух 85-мм орудий при увели¬чении ширины корпуса до 6,2 м и снижении скорости до 20,5 уз.
Однако для сохранения ос¬тойчивости при очередной кор¬ректировке проекта (пр. 122 бис) на увеличение ширины и сниже¬ние скорости серийных охотни¬ков всё-таки пришлось пойти. В техническом проекте 122 бис уда¬лось повысить прочность корпу¬са, мореходность с 6-7 до 9 бал¬лов и несколько усилить воору¬жение. При этом проектное водо¬измещение возросло на 27 т.
В первое послевоенное деся¬тилетие строительство больших охотников, в целом хорошо заре¬комендовавших себя в годы вой¬ны, продолжалось. Десятилетним планом намечалось построить в 1946-1955 гг. 345 таких кораблей. Большие охотники за под¬водными лодками пр. 122 бис строились крупной серией и в нескольких модификациях. При этом изменение тактико-технических элементов касалось вооружения и вызванного им некоторого увеличения главных размерений и обводов корпуса. Гид¬роакустические станции заменялись на более совершенные образцы, корабли оснащались радиолокационными станциями обнаруже¬ния воздушных и надводных целей.
Организация постройки больших охот¬ников пр. 122 бис на заводе имени Горького в г. Зеленодольске осуществлялась поточно-по¬зиционным методом. Это позволяло сдавать флоту ежегодно по 25-30 кораблей. Такая по¬точная линия по постройке кораблей явля¬лась первой в нашей стране. В 1949 г. группа специалистов завода и конструкторского бюро (ЦКБ-340) участников разработки но¬вой технологии постройки кораблей была удостоена Государственной премии.
Главными конструкторами пр. 122-а в ЦКБ-51 до 1941 г. являлись К.Д. Корнилов, затем Н.Г. Лощинский, а с 1946 по 1948 г. Н.Х. Желязков. Главным конструктором последующей модификации больших охот¬ников по пр. 122 бис стал А.В. Кунахович. Всего на четырех заводах за годы войны за¬ложили 44 больших охотника пр. 122-а, а с учетом 6 зеленодольских, заложенных ещё до войны (четыре заложенных на заводе № 300 были уничтожены при оставлении Кие¬ва), общее число начатых постройкой до окончания войны кораблей этого проекта составляло 50.
До 1 января 1946 г. вступили в строй 23 корабля: 13 постройки завода № 340, 9 — за¬вода № 402, 1 — завода № 199. 13 охотников пр. 122-а вступили в строй позднее — в 1946-1947 гг. Остальные, в том числе строившиеся во Владивостоке, достраивать не стали.
В 1945 г. на заводе № 340 заложили пер¬вые большие охотники по проекту 122 бис, строившиеся двумя крупными сериями. Все¬го с 1939 по 1955 г. было построено и сдано флоту 275 единиц больших охотников за подводными лодками пр. 122 различных его модификаций. Из них 43 единицы впослед¬ствии передали другим странам— Польше, Индонезии, Кубе, Китаю, Болгарии, Алба¬нии, Румынии. Корабли этого проекта стро¬ились также и в Китае.
Как и другие отечественные корабли
улучшенных довоенных проектов, серийно строившиеся в первые послевоенные годы, большие охотники пр. 122 бис к моменту раз¬вертывания их крупносерийного строитель¬ства уже морально устарели.
В связи с этим в 1949 г. ЦКБ-51 получи¬ло тактико-техническое задание на проекти¬рование большого охотника пр. 159 с новым вооружением и новой энергетической уста¬новкой. В силу различных причин создание нового корабля, в полной мере отвечающего потребностям флота, затянулось до второй половины 50-х гг. и завершалось уже ЦКБ-340 по новому тактико-техническому зада¬нию, как сторожевого корабля с газотурбин¬ной установкой, 76-мм автоматической ар¬тиллерией, 40-см торпедным и реактивно-бомбовым противолодочным вооружением.
Чтобы создать для нового большого охотника энергетическую установку, один из кораблей пр. 122 бис переоборудовали и в 1953-1956 гг. испытывали с ускорительной авиационной газовой турбиной мощностью 10000 л.с.
В составе отечественного ВМФ боль¬шие охотники пр. 122 оставались до конца 60-х годов. Разработкой пр. 122 в ВМФ СССР было положено начало становлению и дальнейшему развитию кораблей противоло¬дочной обороны, осуществлен переход к со¬зданию специализированного подкласса бо¬лее крупных противолодочных кораблей.



Сайт управляется системой uCoz